Архитектура мадрида. Испания: почему Мадрид выглядит так, как выглядит, или архитектура Мадрида. Здание городского муниципалитета в Бильбао

Испания – родина Гауди, де Вильянуэвы, Мачуки и других выдающихся архитекторов. Их имена известны во всем мире, а их детища украшают не только испанские города, но и другие мегаполисы Европы. Главным же центром архитектурных красот Испании, если не считать Барселону и Валенсию, является ее столица, Мадрид. Прекрасный город, заложенный в начале 900-х годов нашей эры, сейчас является центром испанской жизни, и главным мегаполисом страны. Также, в Мадриде огромное количество различных архитектурных ценностей, о которых мы и поговорим в этом материале.

История архитектуры Мадрида.

Самым старым архитектурным строением Мадрида, сохранившимся до наших дней, считаются легендарные ворота Алькала , являющиеся символом этого города. Это сооружение построено в смешанном стиле барокко и классицизма, благодаря чему имеет весьма необычный внешний облик. Современные ворота являются уже обновленной версией старых врат, реконструкцию которых провели после указа Карла Третьего. Ворота выполнены из гранита и имеют пять пролетов (два с прямыми арками, три – с полукруглыми). Сверху конструкции изображены четыре человеческих добродетели (Умеренность, Справедливость, Мудрость и Мужество), которые выполнены в виде фигур из известняка.

Здание музея Прадо было построено в 1785 году, и является одним из самых ярких и монументальных памятников классицизма. За время его существования здание неоднократно подвергалось реконструкции, а визитной карточкой сооружения служит массивная колоннада, ведущая к главному входу.

Пласа-Майор – главная площадь города, вокруг которой расположены красивейшие здания, напоминающие австрийскую архитектуру. Центром внимания служит роскошное сооружение Каса-де-ла-Пандерия , известное благодаря двум остроконечным шпилям. И традиционной австрийской вычурностью, которую подчеркивают аккуратные балкончики. Интересно, что это здание служило булочной! Пуэрта-дель-Соль – еще одна роскошная площадь в Мадриде, которую окружает уникальная архитектура.

Дворцовая архитектура Мадрида.

Дворцы испанской столицы – это отдельная графа местной архитектуры, пройти мимо которой просто невозможно.

Королевский дворец в Мадриде – официальная резиденция испанских монархов, которая служит не только красивейшей архитектурной достопримечательностью столицы страны, но и символом власти. Здание строилось под руководством итальянского архитектора Филиппо Юварру, которого после его смерти сменили другие итальянские мэтры архитектуры. Дворец прекрасен своими внутренними убранствами, где интерьеры выполнены в самых разнообразных стилях, которые гармонично сочетаются друг с другом. Внешний вид дворца весьма официален, и отличается своей монументальностью.

Дворец Линарес , построенный в стиле необраокко, был возведен в конце 19-го века. В своей истории, здание дворца было разрушено практически до основания во время Гражданской войны, но впоследствии, власти восстановили первоначальный вид Линареса. Сооружение имеет небольшие размеры, возвышаясь над улицей на четыре этажа.

Эскориал – уникальное сооружение, имеющее эпохальный внешний облик. Данный дворец расположен вне черты города, и служит главной резиденцией испанского короля. Сооружение возвышается на фоне окружающей дворец зелени, и представляет собой огромный прямоугольник, размерами 208х162 метра. Дворцовый комплекс включает в себя огромное количество элементов – 9 башен, 13 часовен, 15 галерей, 300 келий, 16 патио, более 2600 окон.

Храмовая архитектура Мадрида.

Как столица Испании, Мадрид имеет больше политическую значимость для страны, но и с религиозной точки зрения город очень богат.

Собор Альмудена – величественное храмовое сооружение, расположенное напротив Оружейной площади Мадрида. Первый камень собора был заложен в 1884 году, и лишь 1993 году собор Альмуден был освящен Папой. Здание собора отличается своим вычурным неоготическим стилем, и имеет очень светлый облик. Форма здания выполнена в виде латинского креста.

Известный на весь мир своим величественным фасадом, Королевский собор Святого Франциска Великого , отличается своими размерами и красотой. Так, высота купола составляет 58 метров, а его диаметр равен 33 метрам. Выполнено здание Королевского собора в неоклассическом стиле.

Монастырь Энкарнасьон , считается самым богатым и процветающим монастырем Испании, а его здание относится к пяти самым узнаваемым архитектурным сооружения испанской столицы. Фасад монастыря выполнен из кирпича и каменных плит, и выполнен в редком стиле эрререско. Также, в экстерьере Энкарансьона есть нотки неоклассицизма, который внес во внешний облик Вентура Родригес, занимавшийся восстановлением церкви после большого пожара.

Спортивные сооружения Мадрида.

Спортивную архитектуру столицы Испании можно выделить в двух объектах – двух красивейших футбольных стадионах.

Первым из них является «Сантьяго Бернабеу» , на котором базируется Реал, легендарный испанский футбольный клуб. Огромная чаша стадиона вмещает на своих трибунах 81044 зрителя, и является одним из самых культовых спортивных объектов Европы. Открытие стадиона состоялось в далеком 1947 году, после чего были проведены две реконструкции – 1982 и 2001 года.

В центре Мадрида расположен еще один культовый футбольный стадион, на котором выступает местный клуб «Атлетико». Это «Висенте Кальдерон» , вмещающий 54907 зрителей. Стадион имеет старинный фасад, и историческое значение для испанского спорта. Но, уже в ближайшее время, стадион будет полностью разрушен, так как на его месте планируется возведение новой, современной арены.

Современная архитектура Мадрида.

Архитектура испанской столицы не стоит на месте, и рядом со старинной архитектурой вырастают роскошные современные небоскребы, которые радуют гостей города своим величием.

Башня Пикассо долгое время являла собой самое высокое здание в стране, и представляет собой классический небоскреб, построенный по американскому прообразу. 43 этажа располагаются в башне высотой 157 метров. Внешний облик небоскреба очень напоминает небоскребы Нью-Йорка или Вашингтона в деловых районах американских городов.

Ворота Европы – уникальное сооружение в современном стиле, представляющее собой две наклоненные друг к другу башни. Строительство данного сооружения было завершено в 1994 году, и по сей день, Ворота Европы являются культовым примером современного облика испанской столицы.

Куатро-Торрес представляет собой современный офисный центр, состоящий из четырех небоскребов различной формы и высоты. Именно одна из башен комплекса (Torre Bankia), является самым высоким зданием в стране (250 метров, 45 этажей). Комплекс является «домом» сразу для нескольких крупных компаний испанкой столицы.

Как видите, Мадрид представляет собой не только историю испанской архитектуры, но и ее современность. С каждым годом облик испанской столицы меняется, но исторические памятники архитектуры свято чтятся руководством страны, и сохраняются в первозданном виде.

В первую поездку Мадрид показался мне невероятным. Меня впечатлили очень красивые здания. Я не разбираюсь в архитектуре, поэтому могу судить только с позиции «нравится - не нравится». Так вот, в Мадриде мне понравилось. Прошло пять лет, я увидела много других городов Европы, и, попав в Мадрид снова, не нашла в нем ничего невероятного - обычный «европейский город», во внешнем облике которого нет ничего, что вызвало было такой восторг. И мне стало интересно, что же случилось с Мадридом, и стало интересно найти в нем красоту.


Весь последний день в Мадриде я гуляла по городу и рассматривала здания. Красота нашлась не в целом, а в деталях: балконы, лепнина, скульптуры, - если обращать внимание не на все здание, а на его кусочки, становится гораздо интереснее.


Как и любой другой город, Мадрид прошел через несколько вех в истории, каждая из которых оставила свой след в облике города. После того, как Филипп II в середине 16 века перенес в Мадрид столицу Испании, город начал активно расти и развиваться. Архитекторы Филиппа II выбрали центром для нового развития города Plaza Mayor, главную площадь. Началось строительство зданий для размещения королевского двора, знати и обслуживающих функций.


Во время визитов во Фландрию Филипп II и его сын Филипп III были впечатлены фламандской архитектурой, что привело к появлению в Мадриде популярных в то время зданий со шпилями и к участию фламандских архитекторов в проектировании города. Мадрид сохранил период правления этих королей из династии Габсбургов в архитектурном ансамбле Plaza Mayor и окружающих ее зданий.

Каса-де-Панадерия, оно же булочная в 1590 году

В 18 веке начинается эпоха правления Бурбонов. Первый испанский король из этой династии, Филипп V, приглашает итальянских архитекторов для строительства дворца, подобного Версалю, в котором родился Филипп. Мадрид застраивается новыми дворцами для знати и церквями в стиле барокко.


Ворота Алькала


При Филиппе V началось строительство Национальной библиотеки. Величественное здание по замыслу короля должно было подчеркнуть значение культуры и науки для испанской нации.



В 1759 году испанский трон переходит к Карлу III, лучшему мэру Мадрида, как называют его испанцы. Если до Карла правители уделяли внимание только строительству дворцов и не думали о простом народе, позволяя горожанам селиться, как придется, то новый король решил кардинально изменить ситуацию. К тому времени Мадрид представлял собой настолько грязный и неприятный город, что Карл даже подумывал о переносе столицы в Севилью, но взял себя в руки и приказал навести порядок.


В первую очередь королевским указом горожанам было приказано убираться в своих домах и вокруг них. Далее Карл III дал задание архитекторам во главе с Франческо Сабатини произвести перепланировку города, учитывая строительство канализации, парков, больниц и научных зданий. При Карле начинается строительство здания Музея Прадо, который задумывался, как музей естественной истории.



В начале 19 века Мадрид попал под французскую оккупацию, а во главе испанского королевства Наполеон поставил своего старшего брата Жозефа, или Хосе I, как его называли в Испании. Французы внесли существенные изменения в облик Мадрида, присвоив церковное имущество и разрушив множество церквей и монастырей, которые находились на территории города. На их месте были построены площади.

После освобождения Испании от французов в 1814 году из ссылки возвращается король Фердинанд. Первым делом король объявляет конкурс на строительство мемориалов павшим за Испанию во время оккупации, поскольку королевская академия изящных искусств за время правления французов растерявшая свои таланты, не смогла предложить интересного проекта. Конкурс выиграл Исидро Гонсалес Веласкес, за что получил не только медали, но и должность королевского архитектора.


Главным проектом Веласкеса и главным изменением в Мадриде в первой половине 19 века после оккупации стала Plaza de Oriente, построенная напротив королевского дворца на месте яблоневого сада и нескольких зданий. Новые сооружения возводились в стиле неоклассицизма, ставшего модным в этот период, а это значит, что в украшении зданий начали применяться элементы римской и греческой архитектуры, в основном колонны.


Во второй половине 19 века начинается вторая масштабная перепланировка Мадрида, вызванная стремительным развитием города, население которого увеличилось в два раза по сравнению с началом века. Кроме того, на перепланировку оказало влияние строительство нескольких железнодорожных веток, которые начали соединять разные части страны. Инженером Кастро был разработан линейный план роста Мадрида, который включал в себя строительство 18 районов, обеспеченных жильем, больницами, парками, тюрьмами, образовательными учреждениями, кладбищами, каналами для подвода чистой воды и новой канализацией.


В конце 19 века мода на стиль в архитектуре вновь изменился. В результате раскопок или реставраций было обнаружено большое количество старых чертежей и рукописей, что привезло к появлению таких стилей, как неоготический, неовизантийский, неороманский и прочих. Мадрид не избежал модных веяний, и все новые ключевые здания, которые строились в городе, получили элементы историцизма в своем внешнем облике.


Здание министерства сельского хозяйства


Здание высшей технической школы горной добычи и энергетики

Банк Испании


Банк Испании вечером

В это же время началось строительство Собора Альмудены напротив Королевского дворца.


Кроме историцизма в архитектуре конца 19 века присутствовало большое влияние стиля мудехар, что привело к появлению зданий с элементами арабского декора. Мавританский стиль был настолько популярен в Испании, что в нем был построен даже испанский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.


Жилой дом, построен в 1895. В народе носит название Дом с шарами

Еще один жилой дом


К началу 20 века население Мадрида достигло почти миллиона человека, увеличившись в два раза по сравнению с 1870 годом. Стремительными темпами развивается промышленность, растет железная дорога, появляются новые средства связи, большое значение отдается сфере финансовых услуг. Королем Испании в возрасте 17 лет стал Альфонсо XIII. Молодой король стремился показать, что столица его королевства не отстает от ведущих городов Европы и поддерживал идеи по модернизации Мадрида и превращения его в город, идущий в ногу со временем.


Дворец Коммуникаций


Дворец Коммуникаций

В то время как окраины Мадрида расширялись, обрастая все новыми домами для новых горожан, центр города претерпевал существенные изменения. Еще в середине 19 века архитекторы вынашивали проект по соединению северо-западной части города с центром посредством широкой улицы. После многих лет раздумий родился проект Gran Via, улицы длиной чуть больше километра и шириной 35 метров, которая стала испанским Бродвеем и одной из главных улиц Мадрида.


Метрополис. Первое здание на Gran Via, построенно для страховой компании

С момента утверждения плана улицы до начала фактической реализации проекта прошло почти 10 лет, поскольку в начале было совершенно не ясно, как же простроить новую улицу. В итоге строительство разделили на три этапа, а под снос отправили множество церквей, улиц, бульваров и более 300 домов. Первая часть Gran Via была построена под влиянием модного французского стиля и концепции красивого города.


Площадь Сибелес, с которой начинается Gran Via, с видом на Метрополис и Банк Испании

Здание ювелирной компании, дома Грасси


Оно же вблизи

Вторая часть Gran Via строилась в течение 8 лет с 1917 года. Строительство данного участка выпало на «бурные 20е» годы в США, когда Нью-Йорк, Чикаго и другие крупные города застраивались небоскребами. Мода в архитектуре снова изменилась, историцизм и французский стиль уступили место футуризму, а в качестве материалов начал использоваться железобетон. Архитекторы Мадрида мгновенно взяли новую тенденцию на вооружение, и пока шел снос старых зданий на втором участке Gran Via разработали несколько проектов для новых зданий.


Здание Изящных искусств вечером


Оно же днем


Элемент одного из жилых зданий в стиле 1920х

Архитекторы не останавливались только на строительстве Gran Via. По всему Мадриду возводились новые здания по заказу новых богачей - промышленников и банкиров. Множество зданий строилось, как доходные дома, которые увеличивали капитал их владельцев за счет сдачи квартир в аренду.


Здание Мадрид-Париж

Здание Банка Бильбао

Доходный дом Томаса Алленде

Третий участок Gran Via строился в 1930е и состоял в основном из высоких и больших зданий, в которых находились дорогие отели. Влияние американского стиля в архитектуре в предыдущее десятилетие было настолько сильным, что практически все здания третьего участка также построены с оглядкой на Нью-Йорк и Чикаго, однако, появилась небольшая примесь арт-деко, которая украсила здания.

Строительство третьей части Gran Via осложнилось политической ситуацией в Испании. В 1931 году была учреждена Вторая Республика, Альфонсо XIII смещен с трона и отправлен в ссылку со своей королевской семьей. Причиной всему стал глубокий финансовый кризис. В 1936 году в Испании началась гражданская война между республиканцами и националистами во главе с Франсиско Франко.


Бомбардировки в ходе войны сильно разрушили город, поэтому, когда в 1939 году к власти пришел Франко, перед его правительством в числе прочих стояла задача реконструкции города. Разработка плана была поручена урбанисту Педро Бидагору, который представил концепцию из 12 основных пунктов. Концепция включала в себя реформирование центра города, создание кольцевых и радиальных улиц, реконструкцию железнодорожной сети, строительство новых домов, зонирование города, организацию новых пригородов и многое другое. План приняли в реализацию только 1946, а завершено все было уже к 1950 году.



Архитектура режима Франко отличалась функциональностью, когда дело касалось обычных зданий, и монументальностью, когда речь шла о том, чтобы продемонстрировать мощь и силу режима. Одним из наиболее характерных строений является Здание Испании, небоскреб, построенный в 1953 в году в конце Gran Via на площади Испании. Высотой в 117 м здание было самым высоким в Мадриде на протяжении 7 лет до начала периода активной застройки города небоскребами.

С 1960х годов начинается период современной архитектуры, стоятся небоскребы различной высоты, пропорции стекла и бетона в которых меняются с течением времени. В основном высокие здания возводятся на востоке и северо-востоке от парка Ретиро и не портят вид центра города. Вся деловая жизнь города постепенно перемещается из старого города в этот новый центр, а Gran Via и уцелевшие после многочисленных перепланировок и бомбежки исторические здания привлекают туристов.


Башни Колумба и скульптура у входа в национальную библиотеку. Испанцы называют здание розеткой

После такого детального изучения истории города по его архитектуре, стало понятно, почему Мадрид выглядит, как образцово-показательный европейский город. В общем-то потому что его хотели сделать таким, не щадя исторического наследия.
А если меня спросить, понравился ли мне Мадрид, я отвечу, что скорее нет. В нем действительно есть на что посмотреть, но это не мой город по внутренним ощущениям. Хотя детальный разбор архитектуры на примере Мадрида мне очень понравился, и я, пожалуй, сделаю что-то подобное для еще какого-нибудь города, если представится случай.


Площадь Испании в Мадриде - одна из самых больших и популярных площадей города. В солнечный день её заполняют уличные торговцы, туристы и загорающие местные жители. Площадь расположена в конце красивой улицы Гран-Виа, одной из самых оживленных улиц Мадрида. Зеленая площадь окружена автодорогами, но атмосфера здесь довольно расслабляющая и непринужденная. Среди главных достопримечательностей площади большой фонтан и знаменитая статуя в честь испанского писателя Сервантеса.

На Пласа де Колон в Мадриде расположены башни-близнецы, в местном масштабе известные как "Эль Энчуфе" или "Розетка". Такое прозвище появилось из-за внешнего вида, напоминающего гигантскую электрическую вилку. Официальное имя - “Торрес де Колон”, или Башни Колумба. Некоторые считают, что это самое ужасное здание в Мадриде. Его зеленая крыша в стиле ар-деко и фасад из меди и стекла не вдохновляет жителей города. Тем не менее, Торрес де Колон стал символом горизонта Мадрида с момента постройки в 1976 году. Строительство вызвало немалое любопытство, поскольку Башни Колумба строились сверху вниз.

Путешествуя по Мадриду Вы найдете множество музеев и исторических памятников. Столица Испании является одним из самых любимых туристических направлений страны, пленяя путешественников своей архитектурой, историей и достопримечательностями. К самым необычным из них относится древнеегипетский храм Дебод, или Темпло де Дебод на испанском языке. Вас наверняка интересует вопрос, каким образом такое сооружение могло появиться в европейской столице? Ответ на этот вопрос вы найдете ниже.

Кроме того, что Мадрид фактически является центром Испании, город этот знаменит ещё и своим кровавым "зрелищем" - Корридой. Предлагаем Вам ознакомиться с основными достопримечательностями Мадрида. Полный энергии, культуры, истории и интересных ориентиров Мадрид - современная столица, которая позволяет сполна ощутить вкус реальной Испании. Широкие проспекты переполнены туристами, а зеленые парки гармонично сглаживают урбанизацию. У Мадрида нет традиционного очарования Андалусии, или красоты Барселоны - вместо этого город предлагает захватывающую атмосферу. Город постоянно шумит и находится в действии.

Главные и самые яркие достопримечательности Мадрида связаны с королевской семьей и расположены в ближайшем соседстве друг с другом – вокруг Восточной площади. Прежде всего, это Королевский дворец с его пышным фасадом и умопомрачительными интерьерами в стиле рококо, отсюда когда-то управлялась Испания, сегодня это лишь площадка для торжеств и экскурсий.

Внутри посетителей ждет концентрация повышенной роскоши. Это гобелены, настенные и потолочные фрески, произведения великих испанских и европейских художников, обилие лепнины, мрамора, хрустальные люстры и светильники, резная мебель, а также коллекция скрипок Страдивари, Музей карет, Оружейный зал, старинная аптека и многое другое.

Напротив находится Королевский театр, где проходят ключевые постановки, которыми богата театральная Испания.

Но главное, что следует увидеть, проводя отдых в Мадриде – Королевскую академию изящных искусств, более известную, как академия «Сан-Фернандо». Здесь выставлены произведения Гойи, Рубена, Сурбарана, Серано, Дали, Пикассо и других художественных гениев. В ансамбль королевской архитектуры входит и собор Сан-Франциско – здание 18-го века, выстроенное в неоклассическом стиле, обладает самым высоким колоколом в Испании (58 метров), хранит внутри полотна живописцев, захоронения видных испанских персон и храмовые реликвии.

В продолжение королевской темы стоит осмотреть монастырь Эскориал в пригороде Мадрида. Помимо основной функции когда-то он выполнял роль королевской резиденции, за что получил прозвище монастыря-дворца. За стенами нас ожидают часовни, молельни, башни, жилые постройки из серого гранита, галереи, аркады и фонтаны.

Из монастырей также интересны Энкарнасьон с коллекцией росписей, скульптур и сосудом с кровью Святого Пантелеймона и монастырь Дескальсас-Реалес. При монастыре работает обширный музей с картинами Рубенса, Сурбарана, Тициана, Караваджо. Кроме того, в залах выставлено собрание гобеленов, серебряных изделий, монет, скульптур.

Экскурсионный туризм в Мадриде неразрывно связан с храмами и дворцами. Прежде всего, это кафедральный собор Альмудена в неоготическом стиле. Внутри находится барочное распятие, украшения из зеленого мрамора и традиционные для европейских храмов настенные росписи. Христианскую архитектуру представляют церкви Сан-Исидро, Сан-Николаса.

Испания – целое собрание образцов дворцовой архитектуры и яркий тому пример – Дворец телекоммуникаций, в пышном экстерьере которого смешались все стили и декоративные элементы.

Изучая Мадрид, вы будете удивлены, обнаружив здесь маленький кусочек – древний храм Дебод, привезенный из страны фараонов. Достопримечательности Испании и ее столицы продолжает Королевская шпалерная мануфактура, или ковровая фабрика, где можно познакомиться с техниками плетения ковров.

Отдых в Мадриде, как и отдых в Испании, тесно связан с площадями. Здесь протекает жизнь города, разворачиваются главные действа, в том числе праздничные, поэтому они полноправные достопримечательности Мадрида и любимые места для прогулок у испанцев и туристов. Пласа Майор, Пуэрта-дель-Соль, площадь Колумба, площадь Сибелес соперничают между собой роскошествами архитектуры и обилием ресторанов, кафе, баров…

Другое богатство столицы – парки и сады, украшенные прудами, фонтанами, скульптурными композициями, цветниками и пышной растительностью. Здесь стоит пройтись по садам Сабатини, посетить парки Каса де Кампо, Кампо дель Моро и парк Ретиро.

Современная Испания – это высотная архитектура, представленная в Мадриде башнями-близнецами под общим названием «Ворота Европы». Примечательны небоскребы вовсе не своей высотой в 114 метров, а тем, что они находится под уклоном друг к другу, образуя нечто вроде арки или ворот.

И уж точно экскурсии в Мадриде не проходят мимо столичных музеев. Главная экспозиционная жемчужина города – Золотой Треугольник Искусств, в который заключены музеи Тиссена-Борнемиса, Центр Королевы Софии и . В залах этих музеев собраны произведения испанских, фламандских, итальянских, немецких, нидерландских и других школ. Здесь можно составить представление о творчестве Эль Греко, Берругете, Брейгеля, Рибера, Веронезе, Тициана, Тинторетто, Рафаэля, Гойи, Босха.

Из наиболее примечательных экспозиций следует выделить Музей Сорольи, Музей Ласаро Гальдиано, Музей Серральбо, Музей Америки, филиал музея современного искусства Соломона Гуггенхайма, Морской музей, музеи часов, криминалистики, романтизма, медицины и множество прочих собраний.

И это лишь немногие объекты, превращающие отдых в Испании в настоящее путешествие во времени и по миру искусства.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. История градостроительства Мадрида..................................................6

Глава 2. Памятники архитектуры Мадрида

2.1. Королевский дворец. Эскориал.............................................................13

2.2. Храмовая архитектура............................................................................16

2.3. Площади Мадрида..................................................................................20

2.4. Памятники...............................................................................................25

Заключение.............................................................................................................28

Список использованной литературы...................................................................30

Приложения


Введение

Культурное значение столицы Испании трудно переоценить. Ведь Мадрид за последние несколько веков стал средоточием драматических и музыкальных театров, многочисленных музеев и архитектурных памятников. Исторический центр Мадрида располагается к юго-востоку от района бывшего королевского дворца. К сожалению, при реконструкции города в XIX-XX вв. большая часть памятников архитектуры была утрачена. Облик старого Мадрида с присущей средневековому городу иррегулярной планировкой сохранился лишь к юго-западу от Пласа Пуэртадель Соль, расположенной на месте восточных ворот средневекового города. В указанной части столицы следует выделить такие памятники зодчества XVI-XVII вв., как ансамбль площади Пласа Майор (1629 г.), епископская капелла (1520 г.) и церковь Сан-Антонио де лос Алеманес (1624 г.) в стиле эрререско.

В XVIII - первой четверти XIX в. в архитектуре Мадрида господствовал классицизм. Памятниками зодчества, относящимися к этому периоду, являются королевский дворец (1738-1764 гг.), Ратуша, Королевская академия изящных искусств «Сан-Фернандо», перестроенная в 1774 г. под руководством архитектора X. де Вильянуэва, церковь Сан-Франсиско эль Гранде, музей Прадо, церковь Сан-Антонио де ла Флорида, в которой до сих пор сохранились росписи Ф. Гойи.

Стремительный рост Мадрида приходится на вторую половину XIX в. В этот период Мадрид интенсивно срастался с пригородами. Модерн стал ведущим архитектурным стилем. Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудена, построенный в конце XIX в., является наиболее ярким примером данного направления в истории развития архитектуры Испании.

В 1929 г. был разработан генеральный план реконструкции Мадрида, который возглавил архитектор Ф. де Эскондрилья. В период правления республиканцев правительства велись интенсивные работы по благоустройству города. Согласно созданному в 1950-х гг. новому генеральному плану Мадрид должен был застраиваться преимущественно на севере, востоке и юго-востоке. Так появился ряд городов-спутников, в том числе Эскориал и Эль-Прадо. На смену эклектизму в XX в. пришли современные течения. Ярким примером тенденций, характерных для этого периода, являются Министерство авиации, построенное под руководством архитектора Л. Е Сото (район Сьюдад Хардин, «город-сад»), университетский городок, ипподром «Сарсуэла» (1935 г.), Институт конструкций и цемента (1951 г.). Важнейшим произведением зодчества 1960-х гг. можно назвать небоскреб «Белые башни» архитектора Ф. X. Саэнс де Ойса.

Шедеврами монументальной скульптуры Мадрида можно любоваться до бесконечности. Никого не оставят равнодушным знаменитые конные статуи Филиппа III (1613 г.), Филиппа IV (1640 г.), фонтаны XVIII в., памятники Колумбу (1885 г.), Ф. Гойе (1905 г.), два памятника М. Сервантесу (1835 и 1927 гг.), выполненные из бронзы.

Мадрид представляет большую важность для ценителей арабско-мавританского искусства. Здесь, как нигде более, можно проследить историю его развития от самого начала до эпохи высшего расцвета в XIII-XIV вв.

В столице насчитывается более 100 музеев и художественных галерей. Но визитной карточкой Мадрида по праву можно назвать музей Прадо, где хранятся бесценные полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Брейгеля, Гойи, Рембрандта, Эль Греко, Рубенса, Дюрера, Веласкеса, Караваджо и многих других известных художников. В отдельных залах музея Прадо представлена классическая скульптура, произведения ювелирного искусства, а также прекрасная коллекция фарфора и монет. Археологический музей содержит ценные экспонаты всех культур Испании, начиная с древнейших времен и до наших дней. Королевский Дворец интересен тем, что здесь можно осмотреть дворцовые залы, Королевскую библиотеку, Королевскую аптеку, оружейный, нумизматический музеи, а также Музей музыки, прикладного искусства и живописи.

Знаменитая площадь Пуэрта Дель Соль расположена в центре Мадрида. Она популярна среди туристов потому, что посреди установлена фигура медведя, выполненная из камня. Недалеко от площади Пуэрта Дель Соль находится возведенный в 1607 г. монастырь Карбонерас, где хранятся ценнейшие старинные картины. Королевский театр, возведенный в XVII в., расположен рядом с площадью Энкарнасьон. Не менее знаменит женский монастырь Дескальсас Реалес, основанный в XVI в. В течение нескольких веков здесь останавливались высокопоставленные особы, которые в качестве платы за пребывание жертвовали монастырю разнообразные произведения искусства из своих коллекций. Таким образом, на данный момент в музее собраны многие шедевры мирового искусства.

Оригинальными архитектурными решениями отличается церковь Калатравас. Культурную ценность представляет дворец герцогов де Уседа, относящийся к началу XVII в. Необыкновенной красотой славится и фонтан богини Сибелес, который установлен на одноименной площади.

Цель моей работы – на основе изученной литературы, рассказать об уникальной архатектуре Мадрида.

Цель конкретизирована слдеующими задачами:

Проследить исторический путь градостроительства Мадрида;

Рассказать об основных памятниках архитектуры Мадрида.

Культура народов глубокая, древняя, символичная, и чтобы понять ее, необходимо изучать первоисточники – памятники искусства.

Глава 1. История градостроительства Мадрида

Известно, что Мадрид (Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленное поселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес, глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание о которой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находилась цитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал сам город (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели и медины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.

Военная роль города и крестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялся какой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городской стены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные и второстепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которые повлияли на дальнейшее развитие города.

Эти дороги постепенно превращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дороги в городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большого города. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль), которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по оси нынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот до того места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца). Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) и Арагонский тракт.

Вопрос о расширении Мадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилых кварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV веков эти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали уже упоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвое площадь старого испано-мусульманского города.

Следует признать, что двигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и два обычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил свою благосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений, например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством и во времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно и беспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви Сан Мартин, Сан Хинес и Санта Крус .

В XVI веку Мадрид из обычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап его истории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселения добавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новое значение политического характера в связи с тем, что Королевский двор обосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду. Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его и перестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути, пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасад которого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стены сохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан дух своеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первые дворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурном облике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в котором позже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют «Каса де Сиснерос»).

К 1517-1556 годам относится основание многих религиозных общин, способствовавших появлению большого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капилья дель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальные архитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройка Мадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта де Гвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проезда повозок и экипажей.

До сих пор неизвестно ни одного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнем виде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальной библиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кисти фламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к 1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражают размеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административные документы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией 1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9 больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленном постановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагали значительное расширение площади столицы, которая росла главным образом на восток и в меньшей степени на юг.



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...