Мокри́нский железнодорожный мост

Мокринский железнодорожный мост известная достопримечательность в Чувашии. Многие, проезжая на поезде по горьковскому направлению могут наблюдать старый арочный мост из окна вагона. Но вблизи этот мост потрясает окончательно.

Мост находится в деревне Мокры и добраться можно до него на любом автомобиле.

Несмотря на громадный размер - информация о постройке, архивных фото в интернете нет. Более того, в википедии даже разнятся данные об архитекторе этого моста. Скорее всего правда по середине и если начинал строить Герхард Шумахер, то после революции авторство приписали заслуженному мостостроителю Григорию Петровичу Передерию.

Мокри́нский железнодорожный мост — исторический железобетонный арочный виадук, железнодорожный переезд через речку У́тка, расположенный в деревне Мокры Канашского района Чувашской Республики.
Официально включен в список памятников истории и культуры районного значения.
Технические характеристики
Является бывшим перегоном между железнодорожными станциями Мокры́ и Ачакс
Бетонный виадук. Высота моста 34 м (по другим сведениям — около 30 м.), длина — 360 м (по другим сведениям — около 370 м), ширина — 4 м, мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролётов.
Общая длина моста — 1200 м.
История
Основные даты строительства моста в источниках разнятся:
Строительство моста началось в 1914 году, завершилось в 1918 году. Работы по строительству проходили под руководством и контролем немецкого инженера-проектировщика Гехарда Шумахера. В работах участвовали в основном строители из русских и татар. В 1918 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный участок Арзамас — Канаш, соединивший Москву и Казань.
По другой версии строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас — Шихраны. Мост был построен в 1913—1917 годах по проекту русского инженера Григория Петровича Передерия.
К моменту завершения строительства Мокринский мост был вторым по величине в Европе железобетонным сооружением.
С 1935 года мост был принят по охрану военных; были построена казарма и баня. Первым начальником гарнизона был Григорьев Иван Григорьевич. В ночное время было запрещено движение людей под мостом.
В период Великой Отечественной войны мост был объектом стратегического назначения, целью для немецкой авиации. В годы войны по этому мосту шли эшелоны с боевыми припасами, производственным оборудованием. Немецкие военнопленные принимали участие в ремонте моста во время Великой Отечественной войны.
С 1956 года мост под военизированной охраной.
В 1969 году мост был отремонтирован.
Не функционирует с 1986 года — движение по нему закрыто, рельсовый путь разобран. В километре севернее от ныне заброшенного моста — новый функционирующий ныне железнодорожный мост.
В настоящее время
В настоящее время мост используется любителями роуп-джампинга, о чём 12 сентября 2009 года на «Первом канале» был показан специальный репортаж.
Под мостом расположены освящённый в 2011 году источник «Сиплĕх çăлкуçĕ» (в переводе с чувашского Ключ здоровья, оригинальное название читается как "Сиплех Щалкуще") с оборудованной купелью и над источником — часовня святой равноапостольной княгини Ольги.
В декабре 2015 года жители деревни составили коллективное обращение с просьбой «сохранить и взять этот виадук под защиту государства, как архитектурно-исторический памятник начала XX века».
Мост пустили в эксплуатацию в 1918 году. Т.е. сейчас, в 2018 ему исполняется ровно 100 лет! Громадный юбилей, но мост встречает его брошенным и забытым.

ВИКИПЕДИЯ



В 1986 году мост закрыли, т.к. рядом построили современный двухпутный мост. Его прекрасно видно


А этот, однопутный, остался никому не нужен


Последнее его использование - его поместили на герб Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в 2014 году.


На этом, память и забота об исторической постройке от местной администрации заканчивается. Мост постепенно разрушается. Но в целом - выглядит потрясающе.


Сейчас мост облюбовали роупджамперы. И даже сейчас, в начале января, когда на улице -15 градусов - желающих прыгнуть с моста - хоть отбавляй.

Мост очень длинный - 370 метров т.е. чтоб полностью пройти его от начала до конца надо потратить минут 15.


Наверху дует сильный ветер, и конечно летом приятнее гулять. Несмотря на то, что ширина его 4 метра - кажется, что с него очень запросто свалиться. За вычетом боковых пристенков - по сути идешь по пути шириной метра 2, не более. Для тех кто боится высоты - уже можно волноваться. Тем более максимальная высота пролета 30 метров. Это высоко.


Мост расположен таким образом, что позволяет солнцу удачно ложиться на конструкцию и, в принципе, фотографам тут раздолье. Все эти тени в арках, подсветка изнутри.

Мокри́нский железнодорожный мост — виадук, расположенный около деревни Мокры Канашского района в 11 км от города Канаш. Официально включен в список памятников истории и культуры Канашского района Чувашской Республики. Не функционирует — движение по нему закрыто. Является бывшим перегоном между железнодорожными станциями Мокры и Ачакс.

По одной из версий был построен немецкими инженерами еще до 1941 года. Во время войны, нацисты об этом пожалели и пытались разбомбить мост, но то ли не нашли, то ли наши хорошо охраняли. По другой версии строился после войны пленными нацистами. Мост сохранился до сегодняшнего времени. Позднее, близ деревни, в километре севернее заброшенного моста, был построен новый, функционирующий ныне мост.

В настоящее время мост используется любителями роуп-джампинга, о чем 12 сентября 2009 года на «Первом канале» был показан специальный репортаж. Расстояние от перекрытий моста до земли — не менее 20 метров. с сайта Гео

В выходные как обычно нам в городе не сидится. 100 км до тайника - фигня а не вопрос. Садимся в машину к другу- Саньку Краснову, включаем навигаторы и в путь.
На этот раз я испытывал второй навигатор, автомобильный, 7 дюймовый с картами iGO - подарок друзей на ДР.


И Навител и iGO до места ведут к точке асфальтовой дорогой, но в конце iGo пытается проехать через ферму.
Наконец сам мост

Видно что создан мост добротно, по немецки))



Чтоб попасть на сам мост, надо на него еще за лезть

На мосту красиво

и не много страшновато))



На мосту готовились к прыжкам ребята из команды Рать. Вообще мост постоянно используется роуп-джамперами. Фотки чуть ниже

А мы тем временем прошлись по мосточку и пошли искать тайник.
Первый тайничок))

Сам тайник находиться достаточно легко, главное не ошибиться в координатах и иметь цветную фотографию (у меня в телефоне) места закладки.

Дербаним тайничек)

Обменялись ништячками и обратно, смотреть ка прыгают ребята

Под мостом находиться облагороженная купель и родник, где уставшему путнику можно напиться свежей воды


Кстати, в речке голавль ходит стаями, а мы как обычно без удочки((

И так устраиваемся под мостом по удобнее


Наверняка, все этот железнодорожный мост видали. Но мы вживую впервые. И да, огромная железобетонная конструкция потрясает. По некоторым данным, общая длина моста больше 1 км, ширина — 4 м, максимальная высота — 20 м. Говорят, подобных мостов в России нет (разве что называется чуть меньший по размеру мост в Сибири). С 1986 году мост не работает, так как чуть севернее сооружен новый железнодорожный мост.
Почему-то про этот мост модно рассказывать такую байку. Дескать он был построен либо до войны немецкими инженерами, либо сразу после войны пленными немцами. В первой версии также сообщается о том, что мост пыталась разбомбить немецкая авиация, но найти его не смогла. Или смогла, но не попала (сообщается о якобы найденной бомбе). Третья версия гласит, что мост построен еще перед Первой мировой войной. Попробуем разобраться.


Мокринский мост включен в список памятников истории и культуры Канашского района. В таком случае было бы логично увидеть на одной из опор моста либо рядом с ним какой-нибудь информационный щит. Нам найти не удалось.
Ну ладно, поищем информацию на www.cap.ru. Поиск, разумеется, на главном информационном ресурсе республики не работает. Обращаемся к Яндексу. И находим две интересные ссылки.
1. Публикация в газете "Республика", № 41 (945) от 12 сентября 2012 года. В ней профессор Е.Васильев-Бурзай, уроженец тех мест рассказывает, что строительство моста началось в 1913 году, одновременно со строительством железной дороги Арзамас-Шихраны. По его словам, этот мост никогда не бомбили.

6. Под мостом находится родник и купель

Смотрите, какую монументальнейшую штуку мы обнаружили! Под боком, считай что совсем рядом 400 км. Такая красота, я и не знал.

Мокри́нский железнодорожный мост — исторический железобетонный арочный виадук, железнодорожный переезд через речку У́тка, расположенный в деревне Мокры Канашского района Чувашской Республики.

Бетонный виадук. Высота моста 34 м (по другим сведениям — около 30 м.), длина — 360 м (по другим сведениям — около 370 м), ширина — 4 м, мост стоит на 16 бетонных столбах, образующих 15 арочных пролётов.

Общая длина моста — 1200 м.

Официально включен в список памятников истории и культуры районного значения.

Является бывшим перегоном между железнодорожными станциями Мокры́ и Ачакс
Вика


Конструкция бетонная, чпоэтому при ближайшем ее рассмотрении уровень романтизма резко снижается)

Мост теперь находится прямо в центре села. Дома стоят чуть ли не впритык. Когда тут ходили паровозы такого наверняка не было



Магазин, прямо под мостом. Думаю, что изрядную часть выручки сюда приносят туристы

Местные жители соорентировались, и переучредили существующий родник, повысили ему стату дол "Святого источника"

Дорога к роднику

Малы мост под мостом большим через речку Утка

Тут, пожалуй самая высокая арка. Около 30 метров в высоту. С этого моста любят прыгать психи с веревкой на ногах

Рыдом с маылым мостом, мост еще меньше. Старый и дряхлый

Речка Утка. Речка по сути класса "Переплюйка"

Оформление вокруг родника



Восточная сторона моста. С этого конца я забрался на него.

А вот уже наверху. Жутковато. Видите лужу? Теперь представьте, вы идете по этому мосту, стараетесь на краешек не заходить. А тут лужа. И и перед вами нехитрый выбор: переходить вброд и мочить ноги или взобраться на бордюр и пробалансировать пару метров над пропастью? Лично я нашел третий вариант. уперся ногами и руками в края бордюра и тихонечко переполз. Жить захочешь, не так раскорячешься.

По всей длине моста вот такие технические лесенки.

Чуть севернее другой мост, новый, по которому сейчас ходят поезда. Чистый функционал, никакой красоты.

Село Мокры сверху

Вот лесенка вниз. Не до самой земли, а к арочным сводам моста

Запруда реки Утка, по которой в тот момент плавали только гуси

И вот, смотрите мост не прямой, а слегка изогнутый. Т.е. поезд тут поварачивал, прямо на мосту. Я абсолютно не специалист в железнодорожных делах, но простая логика тут подсказывает, что для многотонного состава это сложный маневр, с дополнительными условиями управления. И на рельсы, как мне кажется, при повороте ложится неравномерная нагрузка. зачем делат мост таким?
Впрочем, в скривленном состояние он выглядит эффектнее)

И вот конец моста. Все время пока я шел, мне все чудились призраки поездов. Сколько их тут прошло за неполных сто лет! Все казалось вдруг сзади нагонит меня состав... Ну мало ли, выскочит на своем паровозе какой-нибудь док Браун из прошлого.

К мосту кто-то приставил лесенку. Подниматься сюда удобно

И опследнее, вид с западной стороны.

Недалеко от Канаша есть заброшенный железнодорожный мост в селе Мокры. Он впечатляет своей высотой и длиной, и всем своим видом напоминает римские акведуки:

Старый Мокринский железнодорожный мост - самый интересный архитектурный памятник Чувашии (начало прошлого века).

Откуда я узнал об этой достопримечательности? Конечно же, из У этой достопримечательности создана геокэшинговая точка .

Найти мост очень просто. Если не искать кратчайшего пути по грунтовым дорогам , как sportfoto_ru , то на самой что ни на есть городской машине легко полностью по асфальту дбраться прямо до нужного места - деревни Мокры. Сначала надо доехать до Канаша, затем переехать мост над железной дорогой, при первом же удобном случае свернуть налево и, двигаясь вдоль трассы в обратную сторону, выехать под тем же мостом налево на Ибресинское шоссе. Доехать до Чагаси и повернуть направо. Дальше мост уже будет проглядывать на горизонте:


Дорога в Мокры приведёт как раз под мост (въезд на первом фото).
Но в деревню нам не надо. Проезжайте мимо гусей, там вы обнаружите небольшую стоянку, где можно оставить машину и прогуляться по окрестностям:

Такой вид открывается с ближнего конца моста (внизу как раз видны машины роуп-джамперов на стоянке):

Снизу мост выглядит внушительно (это одна из самых маленьких его опор):


Опора моста

Ранее мост представлял собой железнодорожный переезд через речку Утка. Теперь по этому мосту можно только пешком перейти на ту сторону речки. Но куда легче сделать это снизу, по обычному деревянному мостику. Там давным-давно имел место родник, который теперь по нынешней моде объявлен святым, и воды его текут в купальню. Масштабы сооружений, конечно, несопоставимы:


Описание достопримечательности

Ясно сказано, что в водах святого источника запрещается стирать. Именно этим вовсю занимаются местные жители. Что ж поделать, если всегда родник был удобным местом для стирки - а теперь, изволите видеть, запрещено...

Вид сверху ещё более впечатляет:


Ещё один вид

В заключение - панорамы моста во всей его красе (надо напоминать, что все фото кликабельны?)!
Панорамы я сшиваю при помощи Microdoft Image Composite Editor . Его новая версия по-прежнему бесплатна и имеет дополнительные настройки способов сшивания снимков. Без искажений сферический вид на плоском фото изобразить, конечно, невозможно в принципе; но с помощью настроек программы легко из одних и тех же фото получить панораму в желаемом ракурсе:


Выравнивание по земле



В продолжение темы:
Европа

Что касается столичного статуса Санта-Круc-де-Тенерифе, то канарцы не один век не могут решить этот вопрос. Спор ведется между Гран-Канарией и Тенерифе – двумя крупнейшими...